В надежном теплоснабжении заинтересованы все!
Материал менен бөлүшүү
Жарыяланган: 2014-ж. 28-май

В республике планируется введение среднесрочной тарифной политики по тепловой энергии на период с 2014 по 2017 годы. Рассказать о причинах изменения тарифов на тепло и горячую воду, каковы будут их размеры, мы попросили генерального директора ОАО «Бишкектеплосеть» Эркина Абдыкалыкова.

– К нашим услугам горожане привыкли давно. Действительно, сегодня даже трудно представить многоэтажные дома в столице без центрального отопления и горячей воды. Осенью прошлого года наше предприятие отметило 50-летний юбилей. Дата круглая, но кроме радости праздника нужно не забывать, что столько же лет стукнуло и нашим сетям.

По состоянию на 1 января 2014 года на балансе ОАО «Бишкектеплосеть» насчитывается почти 430 километров тепловых сетей. Много это или мало судите сами – это больше, чем расстояние от столицы до Каракола. Причём 300 километров труб уже отработали свой нормативный эксплуатационный срок – 25 лет. Сети изношенные. Порой, даже страшно представить, что будет, если случайно тронуть трубы – они просто рассыплются, да и от давления могут рвануть в любой момент. Хорошо, коли это произойдёт летом. А если зимой? Пока трубу раскопают и отремонтируют пройдёт двое-трое суток – микрорайон вымерзнет. Массовые попытки обогреться электричеством приведут ещё и к аварии электросетей. Достаточно вспомнить, что нечто подобное было в одном из районов Бишкека два года назад.

Через десять лет «постареют» еще около 60 километров труб. В пределах средств, заложенных в тарифе на тепло, ежегодно удаётся заменять всего 6-7 км тепловых сетей, хотя необходимо менять около 20 км. Нужно признать, что темпы старения трубопроводов существенно опережают темпы работ по реконструкции. Число повреждений в трубопроводах год от года заметно увеличивается. Если в 1991 году пришлось 50 раз ремонтировать трубы, то за последние десять лет в среднем по 220 раз. В прошлом же году наши аварийные службы ликвидировали 317 повреждений. Всё это приводит к большим потерям тепла и горячей воды. К тому же, на объем ремонтных работ влияет постоянный рост стоимости материалов и оборудования, да и инфляцию со счетов скидывать нельзя.

Следует признать, что денег, заложенных в тарифе на тепловую энергию, нам в лучшем случае с трудом хватает только на замену существующих трубопроводов. Создать финансовый резерв, чтобы прокладывать новые участки магистральных и квартальных сетей, увеличивать мощности насосного оборудования, сооружать новые насосные станции, увеличить ёмкости аккумуляторных баков, внедрить современные технологии мы из-за ограниченности бюджета просто не можем. К тому же все видят, что в городе активно идёт строительство многоэтажных домов. Для кого-то это радость, а для нас проблемы – наши сети не в состоянии выдерживать новую нагрузку.

Несмотря на всё это, мы действуем. Могу сказать, что в ряде столиц республик бывшего СССР – Душанбе, Ашхабаде, Ереване, Тбилиси, Баку сегодня нет центрального отопления. У нас оно пока ещё сохранилось благодаря квалифицированному персоналу и его, можно сказать, отчаянной работе, хотя мы фактически подошли к краю пропасти.

Теперь о тарифах. До сегодняшнего дня в системе существует перекрёстное субсидирование, когда стоимость тепла для населения перекрывается доходами от продажи электроэнергии на экспорт и крупным промышленным потребителям. Сейчас настал момент, когда дальше так продолжаться не может. Нужно признать, что тариф на тепловую энергию является самым низким из основных видов топлива. Сравните: для выработки 1 Гкал тепловой энергии различными видами топлива необходимо израсходовать 0,385 тонны угля, или 1162,8 кВтч электроэнергии, или 164 кубометра газа. Чтобы было нагляднее, приведу пример. Допустим, вы отапливаете трёхкомнатную квартиру 105-й серии площадью 61,5 кв. м разными видами топлива. За отопительный сезон (при действующих ценах на топливо) вы бы в среднем заплатили: за электроэнергию – 5 136 сомов, за уголь – 9 717 сомов, за газ – 16 154 сомов, за центральное отопление – 4 512 сомов. Разница заметная. Только надо учесть, что тепловая энергия на ТЭЦ вырабатывается при сжигании угля и газа. Вот и получается, что при существующем тарифе 715 сомов за 1 Гкал, себестоимость выработки, передачи, распределения и реализации 1 Гкал тепловой энергии составляет 1 557 сомов. Это всё равно, что выпеченный хлеб стоил бы дешевле пошедшей на его изготовление муки. Так не бывает.

Фактически на протяжении десятков лет в энергетике сохранялось субсидирование тепловой энергетики за счет электроэнергетики. Нужно признать, что жители, получающие тепловую энергию от столичной ТЭЦ, субсидируются по отоплению и горячей воде, а те, кто не пользуется центральным отоплением, нет. Можно рассуждать насколько это справедливо, но такова действительность.

В настоящий момент Министерством энергетики и промышленности КР разработана Среднесрочная тарифная политика на тепловую энергию на 2014-2017 гг. Её главные цели – постепенное введение принципов самоокупаемости теплоэнергетической отрасли и поэтапное устранение перекрестных субсидий при формировании тарифов в теплоэнергетической отрасли.

Для защиты социально уязвимой части населения от высокой стоимости отопления планируется введение социальной нормы на площадь квартиры при оплате за отопление. Количество тепловой энергии на отопление потребленной в пределах социальной нормы будет предоставляться населению по субсидируемому тарифу. Всё, что сверх этой нормы – по тарифу, установленному на уровне категории «Прочие потребители». За социальную норму принимается расход тепла на отопление жилого помещения общей площадью 35 кв. м на первого прописанного человека и по 14 кв. м общей площади дополнительно на каждого последующего прописанного в жилом помещении человека.

В цифрах это выразится так. Тариф по социальной норме с 1 июля 2014 года – 917,78 сом/Гкал; с 1 апреля 2015 года – 1 134,76 сом/Гкал; с 1 апреля 2016 года – 1 366,93 сом/Гкал; с 1 апреля 2017 года –1 615,35 сом/Гкал. Сверх соц.нормы: с 1 июля 2014 года – 1 557,25 сом/Гкал; с 1 апреля 2015 года – 1 695,1сом/Гкал; с 1 апреля 2016 года – 1 833,62 сом/Гкал; с 1 апреля 2017 года –1 981,29сом/Гкал.

За горячую воду по норме потребления: с 1 июля 2014 года – 233,03 сом/куб. м; с 1 апреля 2015 года – 309,03 сом/куб. м; с 1 апреля 2016 года – 385,41 сом/куб. м; с 1 апреля 2017 года – 462,27 сом/куб.м. По приборам учёта: с 1 июля 2014 года – 48,55 сом/куб. м; с 1 апреля 2015 года – 64,38сом/куб. м; с 1 апреля 2016 года – 80,29 сом/куб. м; с 1 апреля 2017 года – 96,31сом/куб.м.

Здесь нужно отметить, что по нашим расчетам, за отопительный сезон – пять месяцев – жильцы однокомнатной квартиры заплатят за отопление больше на 730 сомов (или на 146 сом в месяц), двухкомнатной – на 1 000 сомов (на 200 сом в месяц), трёхкомнатной – 1 279 сомов (256 сом в месяц). Много это или мало? Считайте сами.

Есть ещё проблема и по горячей воде. Раньше счётчиков не было, платили по числу прописанных в квартирах граждан. В 1993 году горячей водой от ОАО «Бишкектеплосеть» пользовалось 560 тысяч человек. На сегодняшний день 238 тысяч человек. Люди просто выписываются из квартир. В результате горячей воды используется больше, а платящих за неё жителей стало значительно меньше. Если кто-то формально не зарегистрирован, мы не можем заставить этих людей платить. Разрешить эту проблему помогли бы счётчики. Мы стараемся изыскать инвестиции для их установки, но пока остаётся только рассчитывать на сознательность граждан.

Таковы перспективы. Мне бы очень хотелось, чтобы жители Бишкека прониклись нашими тревогами и заботами об их комфорте. Уверен, повышение тарифов на тепло позволит повысить надежность и безопасность столичной системы теплоснабжения. В этом, несомненно, заинтересованы все.

 

Материал менен бөлүшүү